Jump to content
Opel Antara Клуб

Эксплуатация АКПП


Recommended Posts

Для тех, кто не читает форум по Каптиве. Нарыл там интересную информацию, за что отдельное спасибо VNP212.

 

"Конструктивно все гидромеханические коробки передач выполнены по-разному, но принцип их работы одинаков. Все подчинено главной цели - по возможности более плавно изменять передаточное число трансмиссии в зависимости от скорости автомобиля и условии движения. Для этого крутящий момент от двигателя подается сначала на гидротрансформатор. Внутри него - три лопастных колеса: насосное жестко связано с коленчатым валом, турбинное воспринимает крутящий момент, передаваемый специальным маслом, которым заполнен гидротрансформатор, а среднее колесо - реактор - обеспечивает необходимую характеристику изменения крутящего момента. То есть жесткой связи двигателя с ведущими колесами, как в механической трансмиссии с включенным сцеплением, нет - турбина и насос всегда проскальзывают относительно друг друга. Причем характеристика гидротрансформатора такова, что автомобиль с включенной передачей и работающим на холостом ходу двигателем можно легко удерживать на месте тормозами - именно так и надлежит поступать при коротких остановках.

Исправная гидромеханическая коробка должна включаться довольно быстро, с задержкой не более секунды, вовремя переключать передачи с небольшим толчком и без заметной пробуксовки.

Все переключения вперед-назад происходят через нейтраль, и при этом автомобиль должен быть неподвижен. Железное правило - сначала затормозить до полной остановки! И только тогда переходить через нейтраль.

 

Включать режим parking нужно опять же только после полной остановки. Конечно, механизм трансмиссионного тормоза имеет "защиту от дурака": если перевести контроллер в положение P на ходу, раздается треск - это стопор тормоза отскакивает от зубчатого венца, преодолевая сопротивление пружины. Но, во-первых, тормозного момента он в таких условиях не создает, а во-вторых, треск может смениться хрустом - и стопор "прикажет долго жить". Но после полной остановки работает он эффективно - автомобиль на "паркинге" можно смело оставлять даже на подъемах. Правда, в таких случаях лучше сначала все же затянуть стояночный тормоз и потом в начале движения сперва включить нужный диапазон, а потом снять машину с "ручника" - иначе выключение "паркинга" будет сопровождаться гулким ударом по трансмиссии.

 

Ресурс автоматической трансмиссии можно продлить, выполняя довольно простые рекомендации. Например, очевидно, что любое переключение коробки через нейтраль заставляет работать все фрикционы, ленты и клапаны "по полной программе". Поэтому, начиная движение из "паркинга", лучше быстро "проскочить" рычагом задний ход - чтобы тот не успел включиться. То же самое относится к торможению - после полной остановки машины нужно сразу "перекинуть" контроллер через N и R в положение P. Поэтому же не следует у каждого светофора включать нейтраль, а еще (по многим соображениям) - не пользоваться накатом: диапазон N нужно практически исключить из числа рабочих. На кратковременных стоянках лучше держать машину тормозом, а на длительных - включать parking.

 

Естественно, на ресурс автоматической коробки влияет и манера вождения. Ведь при переключении передач фрикционы и ленты работают под нагрузкой тем большей, чем выше обороты двигателя и его крутящий момент. Из этого следует простой вывод - чем меньше жмешь на газ, тем дольше проживет трансмиссия. Именно поэтому лучше пореже пользоваться режимом kick-down, а диапазоны на ходу переключать при отпущенной педали акселератора.

В каких ситуациях обычно губят коробки? Помимо уже упоминавшегося переключения взад-вперед на ходу, самый типичный случай - долгая интенсивная пробуксовка в снегу, на льду или в грязи без включения пониженного диапазона. Если у машины нет системы контроля тяги (traction control) и достаточно мощный двигатель, то свободно крутящееся колесо как бы имитирует слишком быстрый разгон автомобиля, и гидромеханика честно старается успеть перебрать все передачи, а фрикционы и ленты при этом подгорают. Вдобавок бешеные нагрузки испытывает дифференциал - и часто их не выдерживает. Особенно опасны попытки выбраться из тяжелой ситуации, "раскачивая" машину взад-вперед переключениями ближних позиций R и D - так была загублена не одна трансмиссия дорогих джипов...

 

Еще одна "криминогенная" ситуация - буксировка автомобиля с неработающим двигателем. Это смертельно опасно для коробки! Ведь масляный насос приводится прямо от коленчатого вала, и даже при включенной нейтрали некоторые планетарные шестерни со своими фрикционами приводятся в движение от выходного вала без смазки. Так что лучше транспортировать неисправный автомобиль с "автоматом" или с полной погрузкой на эвакуатор, или подцепляя его ведущие колеса, чтобы они были приподняты. Ну а если это невозможно, то буксировать такую машину нужно "медленно и печально" - со скоростью не более 30-40 км/ч на небольшие, по возможности, расстояния. И конечно, на нейтрали. При этом лучше долить в коробку лишних пару литров масла - чтобы "потроха" смазывались хотя бы разбрызгиванием. Потом не забудьте удалить излишки!

 

Еще говорят, автомат пагубно сказывается на проходимости автомобиля. И это не так. Именно потому, что "завязнуть по уши" с автоматом сложнее - как раз за счет того, что он позволяет плавно, без рывков двигаться. Если вы все-таки застряли на автомате, то помните: машину нельзя "раскачивать" так, как вы это делаете с "механикой", - можете загубить коробку.

Вы должны поставить рычаг управления коробкой на низшую передачу и, пользуясь педалью газа как сцеплением, попробовать выбраться. Блокировать переключение на повышенные передачи необходимо потому, что коробка-автомат - это механизм с заданной программой, по которой практически при каждом сбросе педали газа будет происходить переключение передачи на следующую. Выбраться из ямы с автоматом будет посложнее, но и застрять, уверяю вас, тоже.

 

Неблагоприятные режимы:

- езда на "холодной" коробке на расстояния до 8 км;

- буксировка прицепов и автомобилей;

- езда по слабонесущему грунту или по снегу с частым продолжительным буксованием и сменой режимов движения;

- длительное движение в пробках в сочетании с попытками резкого старта или увеличения скорости ("рывки со светофоров").

Рекомендации по зимней эксплуатации:

- Прогревайте перед началом движения не только двигатель, но и коробку. Для этого: удерживая машину на месте рабочим и стояночным тормозами, переведите рычаг селектора в положение D(OD) на 10-15 секунд и слегка увеличьте обороты двигателя (до 1300-1500). Потом включите нейтраль и сделайте полуминутный перерыв. Всю процедуру повторите еще один или два раза.

- При езде по тяжелой дороге или при буксировке выбирайте режим L (1). Перед включением заднего хода в течение 3-5 секунд подержите селектор на нейтрали (N), а трогайтесь через 3-5 секунд после установки рычага селектора в нужную позицию."

Link to comment
Спасибо за информацию. Было интересно почитать. Оказывается с АКПП важно не только привыкнуть к ней, как таковой, но и научиться правельно пользоваться :idea:/>/>
Link to comment
  • 2 weeks later...
  • 2 months later...

И все-таки не пойму я, как она работает.

С МКПП проще и понятнее - сам себе режим выбираешь ;)/>/>

Сегодня моя АКПП привела меня в замешательство. Выезжая на трассу с второстепенной дороги нажал на педальку, не так чтобы очень и резко - нормально. Машина пошла резвенько - обороты дошли да 4500 и тут...........машина резко застопорила, даже осела, как-будто на тормоз нажали. Обороты упали до 2000 машинка ожила и не торопясь поехала дальше. Предвидя вопросы уточню - педаль газа нажималась в момент первоначального старта и потом держалась постоянно нажатой, где-то 2/3 хода педали.

Что это было!!!???

Link to comment
  • 3 weeks later...
Сложный вопрос!!!! Но меня тоже некоторые моменты работы коробка раздражают!!!!!!!! Например, что бы разогнаться резвенько, надо топнуть по педальке, да и то еще не факт, что полетит!!! На высших передачах работает изумительно!!!!!!! Приходиться пользоваться недомеханикой!!!!!!
Link to comment

Сильно не давлю, разгоняется нормально.

Иногда если сильно давиш, да бывает, вроде какбы резко, потом на милисекунды задумывается потом опять рвет.

Link to comment
Много читал что нужно привыкать, но что-то привыкание затягиваеться :)/>/> Никак не приспособлюсь. Стиль вождения менять поздно, судя по всему надо завязывать с быстрой ездой и интенсивными ускорениями.
Link to comment

Вы не знаете какие провалы бывают у Корсы на роботизированной коробке.

Антара после этого вообще не замечается никаких провалов, так легкая пауза.

По инструкции в момент провала коробка переключается на пониженную передачу для увеличения мощности. Если хочешь порезче дернуть надо в ручную коробку перевести на пониженную, а потом рвать...

Link to comment
Вы не знаете какие провалы бывают у Корсы на роботизированной коробке.

Антара после этого вообще не замечается никаких провалов, так легкая пауза.

По инструкции в момент провала коробка переключается на пониженную передачу для увеличения мощности. Если хочешь порезче дернуть надо в ручную коробку перевести на пониженную, а потом рвать...

В автомате это еще прощще :? при резком нажатии педали газа режим кик-даут :shock: сбрасывает передачи вниз и крутит мотор до отсечки :wink: и только там переходит на следующую. Еще замечание автомат адаптивный, т.е. запоминает стиль вождения. Если до этого неспеша ускорялись первое время будет "тупит"
Link to comment
Это электроника, где и как все накапливается не знаю :shock: но работает :roll:/>/> поначалу тупит а потом привыкает
Link to comment
Это не зависит от кол-ва пройденных км. Попробуй с час поездить поагрессивней и газ РЕЗКО в полик. Заметил что после 3,5 крутящий момент уже не тот
Link to comment
Вот и я так и не смог найти для себя объяснения всей этой приславутой адаптированности. Тем более не вижу в чем смысл кратковременной адаптации.
Link to comment
  • 4 years later...
Привет Всем парни! Принимайте новичка. Обладателем антары стал совсем недавно, но тем не менее вопрос все же возник. Сегодня вдруг!!! совершенно случайно заметил ощутимый толчок при переключении с P на D и с P на R. Такое ощущение что такого раньше не было... Пробег авто 300 км, 3.0 двиг. Блин, ребят, прям расстроился... Что могет быть это? Или это нормально?
Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...